?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Не все "железяки" одинаково полезны - bash_m_ak — LiveJournal
bash_m_ak
bash_m_ak
Не все "железяки" одинаково полезны
Вот так, согласно справочникам "Народное хозяйство СССР", выглядел удельный вес производства предметов потребления (группа "Б")  в валовой продукции промышленности (в процентах).
pord_B
Это к вопросу о сравнимости GDP разных стран и времен и влиянии душевого GDP на уровень жизни. О потреблении этих самых предметов - повезет автомобиль свежие овощи в магазин, или солдат на учения, разговор отдельный.

Tags: , ,

46 comments or Leave a comment
Comments
begemotoff From: begemotoff Date: February 14th, 2014 08:02 pm (UTC) (Link)
Вот-вот. Передовая промышленность - работает сама на себя :)
ps_84 From: ps_84 Date: February 14th, 2014 08:53 pm (UTC) (Link)
Тут как посмотреть.

Вот если у нас стояла швейная фабрика - у нас сто процентов группы Б.

Теперь рядом поставили АЭС. Это группа А. Стало 50/50.

Стало плохо? Нет. Фабрика исчезла? Нет. Но группа Б уменьшилась.

Теперь решили построить автозавод. Построили. Но выяснилось, что к нему еще неминуемо надо десяток шахт, пяток металлургических заводов, три станкостроительных. Опять группа Б в меньшинстве.

А когда ж она будет в большинстве? А при отверточной сборке, когда в реальности ничего не производят, только колеса прикручивают. Вот тогда автозаводу куча предприятий группы А не нужна. Да и сам автозавод - две сотни обезьян с отвертками.

Вот такая она штука - аналитика...
From: happy_coder Date: February 14th, 2014 09:01 pm (UTC) (Link)
Если заглянуть в США например - там примерно пополам соотношение держалось весь 20й век. Сейчас, конечно, перекос в сторону "Б" либо "А" - это смотря с электронными ценностями считать или без. Ну то есть постиндастриал так с кондачка уже не поделишь, он группа "С" вообще.

Отсюда, кстати, можно навскидку оценить непроизводительные затраты на военку. Если у амеров ВПК это 5%, то без них соотношение 45-50 по А-Б. Если у нас Б это 30, то "А-безВПКшная" промышленность = 45*30/50= 27%, итого общенеВПКшная промышленность 57%. А на ВПК идёт 43%. Что в целом конечно многовато, поскольку не учтён более низкий коэффициент использования группы "А" для выработки группы "Б" - но порядок оценки он даёт.
ps_84 From: ps_84 Date: February 14th, 2014 09:24 pm (UTC) (Link)
У них перекос в сторону Б. Сильный. Потому что их экономика - это не производство, а ипотека, кредиты, страховки, деривативы - а это все по разряду Б.

Например. Есть предприятие с ценой акций сто рублей. Эти акции за год перепродались сто раз, т.е. в экономике они весят 10 000 рублей. (цена х количество оборотов) А акции продаются людьми людям, т.е. идут по разряду Б.

Вот примерно потому-то первое место по продажам в Штатах имеет Тойота. Которая собирает свои велосипеды там отвертками. Там нет тойотовских производств полного цикла. Т.е. группа Б выросла... но на реальную экономику это несколько не похоже.

Мы тоже так могли бы. И даже лучше. Но к сожалению, у нас нет еще одной Земли, которую Россия могла бы колонизировать и заставить работать на себя.

Поэтому цифры сами по себе ничего не значат, если игнорировать их физический смысл.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: February 14th, 2014 10:18 pm (UTC) (Link)
> Теперь рядом поставили АЭС. Это группа А. Стало 50/50.

Нет. Именно поэтому "топливо и электроэнергия" составляет на 1990г 4.1% "группы Б".

Так что ваши рассуждения неверны - натянуть сову на глобус не получится. К автозаводу надо далеко не 5 металлургических заводов, а основные ценности производятся на конечном этапе и стоят больше суммы комплектующих.
В случае СССР мы построили завод, но продукции населению он так и не дал а пошел на строительство слудующего завода, тот следующего, потом покрытие амортизации оборудования предыдущих, а населению так ничего и не досталось.
ps_84 From: ps_84 Date: February 15th, 2014 12:03 am (UTC) (Link)
Если 4,1 в группе Б, то в какой группе оказываются остальные 95,9? Уж не в группе ли А?

Т.е. различие будет в том, что не строго 50/50 а 49/51? Велика разница, согласен. Можно смело сказать, что это принципиально меняет дело.

Конечно не пять. А гораздо больше. Давайте глянем на практике. Возьмем автоЗАЗ в городе Запорожье.

Непосредственно тот завод, который дает катаную сталь. Из нее будет делаться кузов. Это, например, завод Петровского в г. Днепропетровске.

Чтобы он мог давать катанку, ему понадобятся ферросплавы. Ставим завод ферросплавов. Это Никопольский ферросплавный.

Чтобы он мог использовать инструменты, ему понадобятся станки. А это спецсталь. Это завод Днепроспецсталь в г. Запорожье.

Ой! Мы забыли, что кроме катанки нам еще и профиля потребуются, и проволока и еще много чего. Это уже Карлаганка, г.Днепропетровск.

Так ведь в автомобиле не только сталь. Там еще и алюминий есть. Вот и Запорожский алюминиевый пригодился. А медь? Как же мы про медь забыли? Еще завод. А свинец? Ведь аккумулятор нам в машине точно не помешает. Вот и корпорация Веста пригодилась. А марганцовые сплавы нужны? Ну, можно и без них - но тогда не получишь нужные сплавы для изготовления двигателя и километров через двадцать он посыпется. Так вот, оказывается, зачем в Марганце завод построили!

И так далее - по списку.

А продукцию населению дал только АвтоЗАЗ. Что логично: ну нахрена лично вам ферросплавы? Или спецстали?

А ведь мы еще забыли, что каждому металлургическому нужны, например, огнеупоры. Или раз лично вам огнеупорный корпич не нужен? Простите, но тогда Ланос отменяется. :) Или отменим рольганги? Ну так и тут Ланосу приходит облом.

Вот такая вот сова и вот такой вот глобус. Кого из перечисленной цепочки группы А вы предлагаете не строить? И как, без него автоЗАЗ продукцию народу даст?
From: yaceya Date: February 15th, 2014 08:58 pm (UTC) (Link)
Даже оставляя вопрос о том почему в вышеприведенном примере стоимость произведенного на АЭС = производству швейной фабрике, остаётся вопрос: если поставили АЭС, но это никак не вылилось в увеличение или потребления населением электроэнергии, ни в производство конечного продукта - это то-ли произведенное электричество не используется, либо фабрика стала менее эффективной. Если же это электричество пошло на производство - значит уже не просто АЭС против швейная фабрика, к швейной фабрике должно что-то добавиться.
В общем, вы говорите о том что выход потребительской продукции в промышленности был 25%, что является слишком низким процентом, а вам отвечают про Ерёму: о том с чем вы и не спорили - что 100% потребительской продукции невозможно. И объяснять что вы об этом не говорили, а говорили что вполне возможно было иметь, к примеру, 50% бессмысленно. Потому что это было очевидно, и если вас не поняли, значит не хотели понимать. А в таком случае объяснять бессмысленно.
thrasymedes From: thrasymedes Date: February 14th, 2014 10:10 pm (UTC) (Link)
Это может быть не только следствием перекоса, но и низкой эффективности.
В том смысле, что в СССР для производства, например, холодильника, нужно было больше руды, угля, электричества и т д
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: February 14th, 2014 10:23 pm (UTC) (Link)
так и есть - станок быстрее ломается -> его чаще надо менять; меньше производит продукции -> надо больше станков... доля промышленности обслуживающую саму себя растет.

Но пост вообще не об этом, а о том что выхлоп с GDP на душу может быть сильно разным, потому сравнивать СССР с кем бы то ни было другим в лоб - не самое разумное занятие.
thrasymedes From: thrasymedes Date: February 14th, 2014 10:50 pm (UTC) (Link)
А есть оценки, когда уровень жизни в СССР превзошел 1913 ?
Андрей Глухов From: Андрей Глухов Date: February 15th, 2014 02:08 pm (UTC) (Link)
Танки и ракеты, это А или Б?
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: February 15th, 2014 03:05 pm (UTC) (Link)
думаю, что А, или вы полагаете что покатушки космонавтов записали в "развлечения" и всю инфраструктуру на этом основании в Б?
Андрей Глухов From: Андрей Глухов Date: February 16th, 2014 04:06 am (UTC) (Link)
Не знаю, потому-то и спросил.
Кстати, а в каких ценах график учитывает производство?
(Deleted comment)
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: February 17th, 2014 12:16 pm (UTC) (Link)
Нет. Данных по Корее у меня нет и я не думаю, что такая разблюдовка по Корее существует в принципе. Для США/Англии/Германии возможно пересчитывали в СССР для международных сопоставлений, а для Корее сильно врятли. НЯЗ, даже для РФ такие показатели сейчас росстат не рассчитывает.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
46 comments or Leave a comment