?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Торговля мясом в СССР-1988 - bash_m_ak — LiveJournal
bash_m_ak
bash_m_ak
Торговля мясом в СССР-1988
В статсборнике Торговля СССР 1989 года приводятся продажи мяса по ряду крупных городов по типам продаж: государственная, кооперативная, колхозная. Вот как они выглядят.
meat_USSR1988
К Горбачевской статистике мяса надо подходить очень осторожно. Для моей родной Самары продажи выглядят довольно логично: по 35.5 кг на человека в госторговле и 39.4 всего. Если считать общественное питание 10кг на человека, то остается на госторговлю порядка 25кг. При 2кг на человека в месяц по талонам получим 24кг в год - тож на тож. Судя по всему, это меньше дореволюционных продаж в Самаре.
Удивляет ряд городов, таких как Волгоград - как можно было реализовать в госторговле по 50кг на человека в городе, уже десятилетие живущем по талонам, где талоны ввели в 1979г?

Tags: , ,

25 comments or Leave a comment
Comments
sanych56 From: sanych56 Date: September 19th, 2013 05:58 am (UTC) (Link)
согласен, сам в то время жил в куйбышеве...

оценки явно завышены, там в свободной продаже мяса отродясь не было ...
faf2000 From: faf2000 Date: September 19th, 2013 03:28 pm (UTC) (Link)
А в какой продаже было? В принудительной?
oldadmiral From: oldadmiral Date: September 19th, 2013 06:31 am (UTC) (Link)
Тут еще надо смотреть какое мясо. В Советском Союзе продавали мясо с костями. Причем лучшее шло продавцам и нужным им людям. К моменту, когда на прилавок "выбрасывали" то, что осталось выстраивалась огромная очередь чуть не с драками, чтобы успеть отхватить хоть что-то похожее на мясо.
faf2000 From: faf2000 Date: September 19th, 2013 08:15 am (UTC) (Link)
>В Советском Союзе продавали мясо с костями.

Ну так мясо без костей тоже съедалось населением, поэтому на средние цифры это никак повлиять не может.

Edited at 2013-09-19 08:16 am (UTC)
oldadmiral From: oldadmiral Date: September 19th, 2013 02:34 pm (UTC) (Link)
Ну я очень слабо представляю себе как идет учет потребления мяса для подобной статистики, поэтому спорить не буду. Просто представляю, что было бы сейчас, если человеку продать мясо половина веса которого приходится на кость :). Эти кости на прилавке я помню очень хорошо. Ну и теперешние мясные отделы тоже знаю как выглядят.
faf2000 From: faf2000 Date: September 19th, 2013 03:24 pm (UTC) (Link)
>как идет учет потребления мяса

Есть поголовье скота и его средний убойный вес. Он делится на людей и в полном объеме съедается. Кому-то достается больше костей, кому-то мякоти. Но потребленного мяса на душу населения от этого меньше/больше не становится.
Учитывая сократившееся поголовье скота и делая поправку на увеличившийся импорт среднестатистический житель России мяса больше потреблять не стал (по сравнению с застоем).
Наоборот в 90-е годы наблюдался огромный провал, который лишь недавно удалось преодолеть.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: September 19th, 2013 05:29 pm (UTC) (Link)
>Учитывая сократившееся поголовье скота и делая поправку на увеличившийся импорт среднестатистический житель России мяса больше потреблять не стал (по сравнению с застоем).

Вот с этим я не согласен. Я как-то оценивал потребление и вот что у меня получилось
http://bash-m-ak.livejournal.com/39148.html
Те данные что приводит гкс по обследованиям для 80х - ерунда, они больше официального производства, но тренд верен. Поэтому я для оценки брал производство на конец 70х, откорректировал его на официальные потери мяса и продолжил на 80-е динамикой показанной по микрообследованиям. С 1995 взял официальные данные гкс, а 90-95 сшил. Поэтому я полагаю, что сейчас население потребляет существенно больше мяса по сравнению с застоем и это мясо в каждой из категорий существенно лучшего качества, хотя в целом произошел существенный сдвиг в пользу дешевой курятины.
faf2000 From: faf2000 Date: September 19th, 2013 07:43 pm (UTC) (Link)
Даже росстат для 2010 года дает 69 кг, а Вы дали 80.

>это мясо в каждой из категорий существенно лучшего качества

C чего бы это? и куда девалось мясо лучшего качества в СССР? Выкидывалось?
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: September 19th, 2013 10:55 pm (UTC) (Link)
Нет, по обследованиям домохозяйств Росстат дает именно столько:
1980 70.201
1981 70.162
1982 70.992
1983 71.883
1984 73.086
1985 70.356
1986 70.644
1987 72.13
1988 74.041
1989 71.669
1990 69.771
1991 65.29
1992 57.866
1993 57.264
1994 58.032
1995 53.16
1996 48.408
1997 54.69
1998 57.04
1999 46.86
2000 49.57
2001 52.51
2002 57.79
2003 60.66
2004 61.2
2005 64.3
2006 66.9
2007 70.9
2008 74.8
2009 73.5
2010 79
2011 80.9

> C чего бы это? и куда девалось мясо лучшего качества в СССР? Выкидывалось?

Его просто небыло. Порубите мясо вместе с костями абы как и у вас все мясо получится хуже качеством при неизменном количестве мяса. Количетсво сала в свинине может быть весьма разным и качество мяса будет существенно отличатся. В зависимости от кормов точно также будет сильно менятся качество мяса. Чем меньше убойный вес животного, особенно если мы говорим про советский вариант "кожа да кости" тем больше жил и костей на кг мяса и тем ниже качество мяса...
faf2000 From: faf2000 Date: September 20th, 2013 05:23 am (UTC) (Link)
>по обследованиям домохозяйств

Если Вы используете данные обследования домохозяйств для 2000-х, то тогда надо их же сравнивать и обследованиями 80-х.

Сам госкомстат дает потребление на душу в 2010 - 69 кг.
http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/05-18.htm

Но какие данные не возьми, провал с распадом СССР наблюдался вплоть до самого последнего времени.

>Порубите мясо вместе с костями абы как и у вас все мясо получится хуже качеством при неизменном количестве мяса.

То есть мяса меньше не становится? В том смысле, что людям достаются одни кости, а мясо девается неизвестно куда.

>если мы говорим про советский вариант "кожа да кости"

Скот сейчас выглядит ничуть не лучше, чем тогда.

Edited at 2013-09-20 06:09 am (UTC)
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: September 20th, 2013 08:45 am (UTC) (Link)
> Cам госкомстат дает потребление на душу в 2010 - 69 кг.

Cам госкомстат дает в 2010 - 79кг http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/potr07_12.xls
и насколько я понимаю госкомстат полностью перешел на новую методику - в новом варианте сайта и таблиц они используют именно эту цифру, хотя пока еще найти можно обе.

> Если Вы используете данные обследования домохозяйств для 2000-х, то тогда надо их же сравнивать и обследованиями 80-х.

А я их и использую для динамики, но не для нормировки, поскольку тогдашние приписки мне не нужны.

> То есть мяса меньше не становится? В том смысле, что людям достаются одни кости, а мясо девается неизвестно куда.

Доля костей и жил в том мясе выше, так что его несколько меньше. Но ваш предыдущий вопрос то был про качество, а не про количество.

> Скот сейчас выглядит ничуть не лучше, чем тогда.

Ну да уж. "синюю птицу" советского варианта не видно и близко. Свиньи и скот в агрохозяйствах выглядят тоже сущесвенно иначе по сравнению с советским периодом, а агрохозяйства у нас производят ЕМНИП 80% мяса. Собственно изменение удоев напрямую нам говорит - как стали кормить скот. Да и у госкомстата по количеству кормов на голову имели существенный отрыв от 80-84гг. Импортное мясо тоже очень высокого качества - не сравнить с советским.
faf2000 From: faf2000 Date: September 20th, 2013 09:08 am (UTC) (Link)
>Cам госкомстат дает в 2010 - 79 кг

Вы заметили, что это по членам домашних хозяйств а не на душу населения?
На душу населения - 69 кг.
То есть Вы смешали два показателя и на самом деле сов уровень был достигнут совсем недавно.

>Но ваш предыдущий вопрос то был про качество

Под качеством я понимал долю костей в общем весе мясного продукта.
Возможно ошибаюсь, но навряд ли сейчас средний убойный вес КРС намного больше советских 200 кг.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: September 22nd, 2013 05:27 pm (UTC) (Link)
> Вы заметили, что это по членам домашних хозяйств а не на душу населения?

Что при правильном учете должно давать одинаковые цифры, а поскольку у нас домохозяйства нижних квинтелей охвачены намного лучше, то разницу этим не объяснить. Зато она хорошо объясняется "левой" торговлей, наиболее выпукло представленной до недавнего времени в торговле водкой, когда завод официально работал в 1 смену, а на самом деле в 3.
Поэтому опросы, при правильном проведении, должны давать более точные результаты - они и дают с 1995г. Но и для 80х, как мы видим опросы намного более точно отражают динамику, а то что уровень завысили, так это можно поправить.
faf2000 From: faf2000 Date: September 22nd, 2013 06:26 pm (UTC) (Link)
Все международные сопоставления даются в кг на человека, а не на члена домохозяйства. Поэтому, по-моему, корректнее будет пользоваться именно этим показателем.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: September 23rd, 2013 06:59 pm (UTC) (Link)
Я с этим согласен, но на человека можно получить двумя методами - балансом и опросами. В нашем случае эти два метода дают расхождение на 10кг и мы обязаны выбрать чему мы больше доверяем.
Но даже, допустим, мы привязались к балансовому методу сейчас, опросы по советскому периоду нам явно говорят, что Горбачевские цифры по мясу - фуфел, что потребление мяса в 80-е не расло и что для совеских цифр потребления мы должны ориентироваться на 1980й год. Для 1980г для СССР у нас потребление 57кг на человека и это с пересчетом сала по калорийности. Без такого пересчета будет 54, вычтем потери - 7% также записанные в потребление, приписки... и получим меньше 50кг на человека - уровень пройденый РФ 10 лет назад даже по балансам.
afanarizm From: afanarizm Date: October 11th, 2013 05:06 pm (UTC) (Link)
получим меньше 50кг на человека
Андропов для 1980 называл цифру в 38 кг на человека. это, правда, по мемуарам - но вполне бьётся с пересчётами, которые опубликовал, например, Зайченко (40-42 кг). так что всё ещё хуже было. что, кстати, и всеми воспоминаниями о тех годах подтверждается.
faf2000 From: faf2000 Date: September 19th, 2013 08:15 am (UTC) (Link)
Спасибо. Интересные данные.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: September 19th, 2013 05:30 pm (UTC) (Link)
всегда пожалуйста
oldadmiral From: oldadmiral Date: September 19th, 2013 07:52 pm (UTC) (Link)
Почему то вспомнился анекдот:

- Правда ли, что в Одессе плохо с мясом?

- Нет! В Одессе с мясом хорошо. В Одессе плохо без мяса.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: September 19th, 2013 10:56 pm (UTC) (Link)
Да, Одесса выглядит весьма интересно и по количеству мяса и по доле рынка в продажах.
dbg From: dbg Date: September 22nd, 2013 04:20 pm (UTC) (Link)

Интересно...

А можете примерно сказать, сколько мяса СССР импортировал, и основные страны импортёры мяса? Спасибо!
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: September 22nd, 2013 05:20 pm (UTC) (Link)

Re: Интересно...

На fao можно посмотреть по годам сколько
http://faostat.fao.org/site/535/DesktopDefault.aspx?PageID=535#ancor

а откуда посмотреть сложнее - можно взять из статежегодников внешней торговли http://istmat.info/node/21347

В 1988г СССР импортировал 200Ктонн свинины, 178кт. курятины и 262кт говядины.
dbg From: dbg Date: September 22nd, 2013 06:17 pm (UTC) (Link)

Re: Интересно...

Спасибо ещё раз - сам помню колбасу только от родственников из командировок в Москву/Питер, но нужны голые факты в спорах от том, как СССР себя всем обеспечивал ;-)
dbg From: dbg Date: September 23rd, 2013 02:49 pm (UTC) (Link)

Re: Интересно...

Виноват, ещё вопрос(может и дурной, конечно). Если верить сборникам, то как-то с торговым балансом у СССР дело и неплохо было. Как же всё это мигом подкосилось? Может, потому что экспорт был в беспроцентный и бессрочные кредит был(по сборникам интересно сравнивать экспорт и импорт в Кубу, например)? Можете дать какую-либо ссылку на грамотную статью по этому поводу? А то как-то постоянно слышать одну и ту же историю про обрушении нефти арабами как-то неинтересно (вроде в это время началась также добыча в Северном море)
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: September 23rd, 2013 07:13 pm (UTC) (Link)

Re: Интересно...

К сожалению, статью вот так на вскидку не дам - ничего на ум не приходит. Для СССР надо отдельно считать экспорт/импорт и эксорт/импорт в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, надо иметь ввиду, что СССР очень много занимал и проценты по займам росли, а поскольку и золотой запас мы также тратили http://bash-m-ak.livejournal.com/50117.html, то к концу 80х нам просто не чем было покрывать проценты. Отказаться от импорта мы не могли - мы и так импортировали только то без чего не могли обойтись http://bash-m-ak.livejournal.com/3687.html, то получилось, что получилось.
25 comments or Leave a comment