?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Имперский автобан. - bash_m_ak — LiveJournal
bash_m_ak
bash_m_ak
Имперский автобан.
Перед ПМВ у России были огромные планы строительства железных дорог - согласно сборнику "Торговый мир России" 1915 года за 1914-1920 планировалось к постройке 20,940 верст новых железных дорог - весьма не мало, учитывая что на 31 мая 1914 существовало, согласно тому же сборнику 69,727 верст "с правильным движением", 3,258 верст с "временным движением" и 8,734 версты строилось. Средняя стоимость версты железной дороги согласно статсборнику МПС за 1905г была около 100 тысяч рублей.
Но помимо железных дорог также планировалось огромное строительство шоссейных дорог, о чем можно прочитать в "докладе о шоссейном строительстве" на 8м съезде представителей промышленности и торговли.
Согласно статистическому ежегоднику ЦСУ за 1915 год, на январь 1913 года в России (без Финляндии) было 33,708.9 верст дорог "с каменною одеждою" из них 28,642.1 полностью шоссейных и 5,006.8 полностью замощенных. Из шоссейных дорог 13,294.8 верст принадлежало МВД и 15,347.3 МПС. Из замощенных 433.1 верст принадлежало МПС, а остальные 4,633.7 - МВД.
Планировалось к постройке 15,000 верст новых шоссейных дорог, тоесть дорожная сеть должна была вырости в 1.5 раза. Вот как это описывается в докладе о шоссейном строительстве.
"Одна лошадь во всякое время года везет по шоссе 30-40 пудов, между тем как по грунтовой дороге, в сухое время года, ее нагрузка не превышает 20-25 пудов, а в дождливое 10-15 пудов. Согласно подсчетам, сделанным инженером Головачевым еще в 1870г., ежегодный убыток населения от одной только этой разницы в величине нагрузки, составлял 353 млн. руб., при этом в подсчет не вошли положительно неисчислимые убытки от бездорожья".
"В настоящее время Министерство путей сообщения выработало такой план сети шоссейных дорог, представляющий первый шаг, и представило его на рассмотрение Междуведомственного Совещания. Планом этим предусматривается постройка 15,000 верст шоссе, стоимостью около 200 млн. рублей".
[план был утвержден 28 июня 1914 года и тогда же пошли первые деньги на его осуществление]
Дальше идет занятная критика правительственного плана:
"Весь проект носит характер проведения длиннейших магистралей, непрерывно соединяющих большие города. При его осуществлении любой автомобилист может прокатить из Петербурга через Киев в Одессу почти по меридиану, а из Варшавы почти по параллелли в Уфу.."
По ряду мест мнение правительства и промышленников не совпадает - промышленники в первую очередь хотят подъездных путей к станциям, дабы расширить свой бизнес. Расцвет автомобилизма, который произведет дедушка Форд после 1917 года они не видят. Правительство, повидимому прежде всего имеет ввиду связанность территорий.
Я попытался нанести предложенные магистрали на карту: правительственный план обозначен ораньжевым, дополнительные желания промышленников - фиолетовыми. Карта взята у nilsky_nikolay - это карта путей сообщения от МПС на 1893год, соответсвенно дорог МВД и дорог обоих ведомств (в том числе железных), построенных за 1893-1913 на ней нет. Карта должна разворачиваться по клику.

Tags: ,

24 comments or Leave a comment
Comments
kosmodesantnick From: kosmodesantnick Date: August 1st, 2013 08:34 am (UTC) (Link)
Спасибо. Как обычно, очень интересно.
Где-то читал про то, что земства охотно (за субсидию) брали на себя содержание дорог. Но здесь таких дорог, почему-то, нет ни версты...
kosmodesantnick From: kosmodesantnick Date: August 1st, 2013 08:36 am (UTC) (Link)
=Планировалось к постройке 16,000 верст новых шоссейных дорог=

=Планом этим предусматривается постройка 15,000 верст шоссе, стоимостью около 200 млн. рублей=

Где-то ошибка?
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: August 1st, 2013 08:45 am (UTC) (Link)
спасибо, поправил.
Земские дороги, а о в докладе довольно много говорится, проходят по МВД, точнее то что числится за МВД - это фактически земства. Это хорошо видно по полностью замощенным дорогам, преимущественно городским, насколько я понимаю у МПС таких дорог практически нет - все у МВД (у земств).
kosmodesantnick From: kosmodesantnick Date: August 1st, 2013 09:39 am (UTC) (Link)
Ага, спасибо.
Замощенные дороги, это, как я понимаю, кирпичные и каменные, а, вот, шоссейные, это только с щебеночным покрытием? А, цена ("около 200 млн. рублей") принята, однако, довольно высокая, где-то на 30 % выше, от мне известной. С запасом?
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 09:43 am (UTC) (Link)
У земств, к сожалению, было оооооочень мало денег на эти дела.
kosmodesantnick From: kosmodesantnick Date: August 1st, 2013 10:05 am (UTC) (Link)
ZOGласен, мало. Жаль, что им не отдали тот же квартирный налог. С поземельным в придачу.
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 09:43 am (UTC) (Link)
Я с промышленниками согласен в этом вопросе.
Они тогда совершенно справедливо отмечали (с цифрами), что лучше построить побольше подъездных дорог к железным дорогам, иначе дорогая перевозка по убитым просёлочным дорогам очень плохо влияет на экономику.
Стратегические шоссе, конечно, тоже важны, но с подъездными путями вообще беда была (да и потом, и сейчас), так что нужно было, конечно, в первую очередь их развивать.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: August 1st, 2013 10:00 am (UTC) (Link)
С этим сложно спорить, однако я бы завывания промышленников делил бы на три, а то и на пять. В очень многих случаях, например тот же Уральск - базар в степи они фактически за счет государства увеличить свои прибыли - прибыль себе, убытки государству. Похожим образом выглядит и большинство северных дорог.
Вообще, ты заметил, что большая часть их дорог предполагается вдоль судоходных рек - насколько я понимаю они хотели бы чтобы дорога шла кружевами вдоль реки от одной их торговой станции к другой, чтобы уменьшить количество стоянок, а в случае северов еще и сбить перекупщикам цену за счет постоянной доступности. Тоесть они пеклись прежде всего о своей мошне, а населению прибыток со многих их прожектов был бы минимальный.
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 10:03 am (UTC) (Link)
Это понятно, что каждый о себе думает:)
Но в целом, как мне кажется, для экономики было бы выгоднее всё-таки строить сначала подъездные пути, а потом уже стратегические.
Конечно, стратегические тоже важны, и тоже экономичны. По расчётам морского ведомства автомобильные грузоперевозки в четыре раза экономичнее гужевых, я уж не говорю о скорости, но тем не менее эффект для местных экономик необходим был больше.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: August 1st, 2013 10:15 am (UTC) (Link)
Я полагаю, что многие из тех подъездных путей промышленники могли проложить за свой счет, тем более, что для них это непосредственная экономия денег и прямой экономический эффект.
"В четыре раза экономичнее гужевых" - это сравнимо, а для ряда товаров существенно лучше ж/д тарифов при на порядок более низких ценах на шоссе по сравнению с ж/д и при покупке/амортизации транспорта полностью переложеном на население - прелесть.
Не забывай, что США с 1917года стали разбирать свои ж/д.
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 10:17 am (UTC) (Link)
"Не забывай, что США с 1917года стали разбирать свои ж/д."

Так у них там дороги-то были какие. Бывало что просто рельсы в чистом поле бросали - вот тебе и дорога:) Опять же, много конкурирующих путей было между одними и теми же пунктами. Консолидация, регулирование, банкротство и прочие прелести естественно убирали всё лишнее.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: August 1st, 2013 11:00 am (UTC) (Link)
Кстати, вопрос, пока ты здесь - ты мне недавно хорошую книжку по переписи Москвы 1902 подкинул, а такой же книжки по переписи 1912 у тебя случайно нет?
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 11:08 am (UTC) (Link)
Слушай, пока нет.
Вот пара слов есть здесь: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003809775#?page=13
Но буквально пару слов и, естественно, о тебе известных цифрах.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: August 1st, 2013 11:15 am (UTC) (Link)
Да я собственно от этой книги изначально и пошел, ну и еще от "образование в Москве и Петербурге"-1917. Было бы интересно посмотреть изменения городского хозяйства, всетаки население в 1.5 раза за 10 лет выросло.
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 11:17 am (UTC) (Link)
У нас в Публичке электронной выложены отчёты городского управления за много лет. Может быть, когда-нибудь, когда Москве надоесть думать только о бабле, они тоже оцифруют и выложат свои:)
kosmodesantnick From: kosmodesantnick Date: August 1st, 2013 10:04 am (UTC) (Link)
Два чая!
Все же, те, кто хоть что-то да производят, предпочтительнее перед теми, кто не делает, вообще, ничего.
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 10:10 am (UTC) (Link)
Ну, это здесь не совсем при чём:)
kosmodesantnick From: kosmodesantnick Date: August 1st, 2013 01:44 pm (UTC) (Link)
Как это ни при чем, как это ни при чем?! )) Денег же не было? Нет. Отчего, же было не отдать им местные налоги, да на их же местные нужды?
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 01:47 pm (UTC) (Link)
Я сегодня не в себе. Никак не пойму, о чём вы)))
kosmodesantnick From: kosmodesantnick Date: August 1st, 2013 01:53 pm (UTC) (Link)
Нет, это я затупил. ))) Ответил, не туда. Прошу прощения.
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 02:01 pm (UTC) (Link)
Ааа:) Тогда ладно. А то я уж испугался)))
b_graf From: b_graf Date: August 1st, 2013 09:45 am (UTC) (Link)
Вроде шоссейные дороги в то время строились еще в основном в военных целях ("шоссе в Привисленском крае"). Насчет планов, надо посмотреть, что Всеволод Шаховской в мемуарах написал (в сети есть, не знаю, целиком ли - "Sic transit gloria mundi")
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: August 1st, 2013 09:48 am (UTC) (Link)
Вот тут немного есть: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003819033#?page=1
beholder1777 From: beholder1777 Date: August 2nd, 2013 03:50 am (UTC) (Link)
вот тут очень уместно пересказать один рассказик 1989 года, когда само понятие "альтернатив хистори" было еще в пеленках:


- Эх, прогнали, болваны, в восемнадцатом году товарищей-то, то есть большевиков! А теперь вот извольте пожинать плоды конституционной монархии во главе со взяточниками, казнокрадами и прочей политиканствующей шпаной!

Полностью:


Вячеслав Пьецух. Разговор

В огромном небоскребе всероссийского страхового общества "Саламандра" на Моховой, в ресторане для вегетарианцев под названием "У Толстого", сидели коллежский советник Болтиков и штабс-капитан Румянцев. Штабс-капитан только еще запивал, а коллежский советник пил уже десятые сутки и совсем не являлся в должность. После большого графина смирновской водки, под которую пошла спаржа, луковый суп, блины, салат из брюссельской капусты, бобы в винном соусе и маринованные маслята, приятелей разморило и, как водится, потянуло на политический разговор.
- Ну и как тебе понравилось последнее заявление Рейгана? - начал разговор Болтиков и вытер салфеткой губы. - Будь я на месте государя, я бы за такие штуки высадил десант где-нибудь во Флориде. Я бы ему показал "Империю зла"!
- Господи, да что ты от него хочешь! - сказал Румянцев. - Актер, он и есть актер, да еще, говорят, с неоконченным средним образованием, да еще, говорят, отец у него алкаш. Вот пил я как-то водочку с актером Говорковым, что из Художественного театра - ну, доложу я тебе, дубина, два слова связать не может! Касательно же десанта где-нибудь во Флориде я тебе скажу так: вооруженные силы империи расстроены в крайней степени, если что, мы даже против какого-нибудь Ирана не устоим. В армии бардак то есть невообразимый, до полной потери боеспособности. Поверишь ли: субалтерн-офицеров солдатня уже посылает матом!
- Ничего удивительного, - сказал Болтиков. - Если во главе военного министерства еще хотя бы год продержится великий князь Константин, именно первый дурак во всем Арканзасе, как в таких случаях выражался Марк Твен, то мы вообще рискуем превратиться в колонию Португалии.
- Собственно, в экономическом смысле мы уже давно колония Португалии, - сообщил Румянцев. - Ну что мы вывозим, кроме хлеба, леса, сырой нефти и каменного угля? А ввозим практически все, от компьютеров до летательных аппаратов!
Болтиков погрустнел.
- А не добавить ли нам, Андрюша? - предложил он после короткой паузы и щелкнул ногтем о стенку графина, который издал неприятный звук. - За то, чтобы Россия исчезла с лица земли.
- Человек! - закричал Румянцев.
Явился половой и выказал почтение внимательным склонением головы.
- Ты вот что, сармат ты этакий, - сказал ему Румянцев, растягивая слова, - подай-ка еще графинчик.
- Пятьдесят восьмого номера-с? - осведомился половой как бы не своим голосом.
- Другого не потребляем.
- Тысячу раз был прав Чаадаев, - продолжал Болтиков, - когда он писал: поскольку, кроме кваса, Россия ничего не дала миру, мир и не заметил бы, если бы она вдруг исчезла с лица земли.
Явился половой и тщательно поставил перед приятелями графин смирновской водки под номером 58.
- Что да, то да, - подтвердил Румянцев. - Заклятая какая-то страна, точно господь бог о ней нечаянно позабыл. Взять хотя бы следующий случай: в семьдесят втором году генерал-адъютант Новиков, Петр Евгеньевич, подал в Инженерную комиссию записку о ручном зенитном оружии и через семь лет, вообрази, получает такой ответ - фантазируете, пишут, ваше превосходительство... А французы уже который год держат на вооружении базуки зенитного образца!
- Должно быть, у нас чертежи украли, - предположил Болтиков.
- С них станется, - подтвердил Румянцев.
- Нет, если, конечно, Россией и впредь будут руководить прохвосты и дураки, то мы не только окажемся беззащитными перед Западом, а еще и до четвертой русской революции доживем!
- Эх, прогнали, болваны, в восемнадцатом году товарищей-то, то есть большевиков! А теперь вот извольте пожинать плоды конституционной монархии во главе со взяточниками, казнокрадами и прочей политиканствующей шпаной!
- И никому ничего не нужно! - заявил Болтиков.
- И никому ничего не нужно! - сказал Румянцев.
24 comments or Leave a comment