?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Автомобилизация всей страны. (СССР) - bash_m_ak — LiveJournal
bash_m_ak
bash_m_ak
Автомобилизация всей страны. (СССР)
Советская статистика периодически ставит меня в тупик. Вот и в этот раз, рассматривая статистику производства легковых авто в СССР, я оказался несколько сбит столку.
Приятно было обнаружить, что статсборник 1960 дает производство лековых авто с 1928 года по годам до 1960. А комбинируя данные с БСЭ, БСЭ и статсборников за 1990, можно восстановить производство легковых авто за весь период - с 1928 по 1990. Картинка производства будет выглядеть так
Производство легковых автомобилей в СССР

Или, если построить на 1 жителя

Прямо скажем - не много - 1.327 миллионов машин в максимуме 1980 года - это примерно столько же сколько корпорация Форд выпускала в 1921 году.
В принципе, из этих данных можно вычислить уровень автомобилизации - автомобиль служит лет 10, занчит суммируем производство за предыдущие 10 лет и делим на количество жителей. Но тут есть один тонкий момент - экспорт - в 70 годы, несмотря на ненасыщенность своего рынка, СССР экспортировал до 40% авто, а в остальное время примерно треть/четверть. Тоесть папуасы для СССР были важнее, чем собственных жителей.
А дальше идет забавное - для начала приведу табличку:
Легковые автомобили (тыс. шт.)
годпроизводствоэкспортпроизводство -экспортпродажи
198013273299981193
1985133226610661568
19863061671
19873301790
198812623419272014
198912173858322138
199012593618982105

Нелохо? Продать в 2 раза больше, чем было произведено. Правда, там где идет продажа в штуках, есть ссылка "Включая продажу через комиссионные магазины", а где в индексах, то и такой ссылки нет. Также становится понятным и уровень спекуляций  - "Я за машину родину продал"(с)Гараж.
Теперь, зная все цифры и , предполагая средний срок службы авто 9 лет, мы можем вычислить уровень автомобилизации страны и сравнить его с официальным.
Количество машин на душу населения: розовый - рассчетное значение, циан - официальное.

Встает вопрос - как? Вариант "импорт" - откидываем сразу: не заметить миллионы импортных автомобилей (больше, чем произведенных в СССР) - невозможно. Вариант номер 2 - увеличение срока службы автомобиля. Но, чтобы получить потребные значения, необходимо, чтобы средний срок службы автомобиля с 9 лет в 1980 увеличился до 16 лет в 1990. Тоесть за последние 10 лет машины вообще умирать не должны, иначе при падающем производстве и растущем населении не обеспечить растущий уровень автомобилизации. Ну и вариант 3 - двойной счет - для рассчета автомобилизации брались цифры по продажам, а там больше половины - б/у автомобили, тоесть каждая продажа автомобиля, увеличивала общее число автомобилей. После вторичной продажи автомобиль оставался и у продавца и у покупателя :) Этот вариант представляется наиболее вероятным.

Tags: ,

15 comments or Leave a comment
Comments
klapaucy From: klapaucy Date: May 11th, 2010 11:57 am (UTC) (Link)
Да, наверняка это результат (не)учёта перепродаж. Они ведь могли быть и многоразовыми, накручивая счётчик ещё больше...
И - срок службы в 9 лет мне представляется весьма оптимистическим... или пессимистическим - это с какой стороны поглядеть :))) Интуитивно мне представляется что машины в советское время ходили заметно дольше. Откуда эта цифра взята?
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: May 11th, 2010 12:21 pm (UTC) (Link)
> Откуда эта цифра взята?

Я изначально брал 10, полагая это разумным значением. Увидел, что при 10, имеем почти точное совпадение с официальными данными - поправил срок службы для лучшего совпадения в начале.

> Интуитивно мне представляется что машины в советское время ходили заметно дольше

Цифры сильно больше 10 мне представляются малореальными, но отстаивать свое мнение не буду. В интернете пишут, что средний срок жизни машины 8-10 лет или для Европы - 100тыс миль, для Японии - 70, для США -160. Но это - не утверждение, а так - информация к сведению.
klapaucy From: klapaucy Date: May 11th, 2010 12:44 pm (UTC) (Link)
Для Европы, Японии и США - верю. Может даже и для нынешней России.
Но в СССР, думается, не было такой массы свободных новых автомобилей, чтобы они могли заменить старые каждому желающему через десять лет.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: May 11th, 2010 03:44 pm (UTC) (Link)
Ну так в 70е, в США кривая автомобилизации на насыщение не вышла, а машины ходили по 10 лет, так что выкидывали их не потому, что можно было заменить, а потому, что продать уже было нельзя. А качество американских автомобилей 70х, я полагаю было не хуже автомобилей СССР-70х, а скорее лучше. Так что, ИМХО, 10 лет - это был тот срок, когда большинство автомобилей чинить смысла не имело == стоимость починки превышала стоимость авто.
clavik_rusin From: clavik_rusin Date: April 30th, 2017 03:50 pm (UTC) (Link)

авто?

Не пойму, об чем лай?
В СССР с 47 по 78 парк вырос в 10 раз, а с 90 по 2017 всего в 2,39. Выходит эффективность комуняк в 4 раза выше чем у сегодняшних капиталистов?
From: sashko_chernoy Date: February 4th, 2019 02:00 pm (UTC) (Link)
Сложно понять в "разах", напиши лучше в абсолютных значениях.... А то было 10 шт, а стало 100 штук, рост - в 10 раз... А было миллион, а стало - 2 миллиона, рост "всего" в 2 раза....
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: May 11th, 2010 12:45 pm (UTC) (Link)
Вот нашел статейку http://institutiones.com/general/1376-prognozirovanie-prodazh-avtomobilej.html
"Кривые распределения выбывающих из эксплуатации (списываемых) легковых автомобилей (рис. 3) со временем сдвигаются в сторону изделий больших возрастов (вправо); средний (медиана) срок службы автомобилей выпуска 1970 модельного года оценен в 11,5 лет, 1980 модельного года - в 12,5 лет, а 1990 модельного года - в 16,9 лет. Постоянно снижается относительное списание массовых автомобилей [1], выраженное в процентах от действующего парка; в начале 60-х годов оно было не менее 8%, а в 90-е годы составило менее 6%, в 2000 г. - 5,3%, а в 2005 г. - около 4%."

С учетом этих данных для США, 9 лет для СССР 1970-1980 представляется все более реальным.
maratakh From: maratakh Date: May 12th, 2010 03:01 pm (UTC) (Link)
Тут бывал - http://kaivg.narod.ru/ ?
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: May 12th, 2010 03:39 pm (UTC) (Link)
Скачал, читать не смог - бред на передерге прямо с самого начала. Думал - ладно, читать не буду, только графики смотреть, но и там "товарищи" работают очень ловко. Так что я - пас.
Статья, ИМХО, может использоваться только как источник перлов, типа внутренних и внешних врагов, разваливших СССР.
afanarizm From: afanarizm Date: May 23rd, 2010 01:09 pm (UTC) (Link)
http://www.abw.by/archive/278/v-ist3/
Число легковых автомобилей, находящихся в личной собственности в СССР в 1980, 1985 и 1987 гг., составило 8.217.500, 12.444.440 и 14.194.200 штук соответственно. В том числе в 1980, 1985 и 1987 гг. в РСФСР - 41.194.700, 63.877.000 и 72.540.000, в Украине - 1.554.900, 2.358.100 и 2.722.600, в Белоруссии - 244.800, 385.500 и 461.000. Число легковых автомобилей на 10.000 населения по тем же годам: СССР - 295, 447 и 500, в РСФСР - 292, 444 и 496, в Украине - 306, 464 и 531, в Белоруссии - 245, 389 и 456.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: May 23rd, 2010 03:26 pm (UTC) (Link)
Не понял, у меня вроде бы примерно те же цифры
для РФ есть более "надежный" источник http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d04/17-22.htm
Для СССР статсборник 1990 на странице 142 дает цифры для СССР 1980 - 30 на тысячу, 1985 - 45, 1990 - 57.
Цифры, которые у меня на графике выглядят так:
1970 - 5.5
1975 - 15.3
1980 - 44.5
1990 - 58.6
Их я ЕМНИП из какого-то официоза вытаскивал, типа госкосмстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/html1/06-38.htm

ЗЫ. в Вашем источнике, кстати, опечатка - для РСФСР для каждого из годов один нолик лишний, а то количество авто в РСФСР на порядок превосходит СССР :)
From: thinker8086 Date: June 28th, 2010 12:26 pm (UTC) (Link)
Там на 10 тысяч населения
From: thinker8086 Date: June 28th, 2010 01:47 pm (UTC) (Link)
>> в РСФСР - 41.194.700, 63.877.000 и 72.540.000

А, там да, у меня тоже глаза на лоб вылезли )
unjoining From: unjoining Date: April 2nd, 2011 10:20 am (UTC) (Link)
Интересный разбор.
Однако imho 20 лет для советского авто - не такая уж и большая редкость. Но это отнюдь не говорит о прочности советских авто. Просто машину берегли, понимали что больше не купят. Простой пример - сев. Корея - там легко бегают "Мерсики", которым и по 50 лет, и выглядят цацачкой...
с другой стороны- явная подтасовка использовать продажу через комиссионные магазины. Имхо же опять - и 3 и 5 хозяев для одной машины было нередкостью.
From: sashko_chernoy Date: February 4th, 2019 02:05 pm (UTC) (Link)
Кто-нибудь исследовал вопрос, как "экспортные" трешки, семерки и восьмерки попадали на внутренний рынок? Все ведь, надеюсь, помнят такое явление в СССР.... Тогда, возможно, станет понятно, откуда разница между произведенными для внутреннего рынка и проданными внутри страны....
Сам однажды (не претендую на системность) столкнулся, как в ЗГВ офицерам приходили машины с завода, а потом после дембеля офицеры на них возвращались домой .....
15 comments or Leave a comment