bash_m_ak (bash_m_ak) wrote,
bash_m_ak
bash_m_ak

Category:

Революционные коровки Маркевича и Харрисона.

В связи с в очередной раз всплывшей в инете цифре от Виткрофта про обжираловку мясом в 1921-1922 годах, пересматривал статью A. Markevich, M. Harrison "Russia's real national income: The Great War, The Civil War and Recovery, 1913 to 1928". И что-то меня резануло в их цифрах, я даже не сразу понял что, а потом вгляделся в цифры поголовья скота и уразумел. Поскольку я сам недавно разбирался цифрами совсправочников по поголовью, цифры у меня были в голове. Цифры вышеупомянутые авторы брали из тех же советских статсборников, поэтому расхождений больших не должно было быть, но они были.

Видно, что с 1920 по 1923 авторы брали поголовье на 1 января, а с 1924 на летнюю дату. В их ссылках, кстати, можно проследить что поголовье на 1923 и на 1924-28 у них идет из разных статсборников. Разница по зимним датам - частично из-за немного отличающихся цифр по разным статсборникам, а частично из-за с/без поправок. Почему авторов не встревожил полутократный рост поголовья за год, мне не понятно. С 1917-1919 - тоже какая-то ерунда. Возникла она, НЯП, из-за неправильной оценки 1917, а поскольку 1918 и 1919 шли отсчетом от 1917, а 1920 - уже из ЦСУ, то возникла такая вот нестыковка.
Эти данные можно поравить.
Для этого при рассчете на 1 января делаем следующее:
1) данные за 1928+ меняем на мои данные января
2) данные за 1920-1923 берем из М&Х
3) 1919 и 1918 восстанавливаем из 1920 с помощью индексов взятых из моих данных.
4) 1917 восстанавливаем индексом с из 1918 с помощю соотношения 1917/1918 М&Х
5) Корректируем вверх на 5% поголовье 1916: Поголовье зимы 1916 рассчитано из летней переписи в пердположении неизменного поголовья. Если же мы верим М&Х и поголовье сильно падало, то разница между зимой и летом будет намного меньше, см. 30е.
6) 1913-1915 считаем индексами из 1916.
7) (опционально) - осенью 1913 осталось очень много кормов (солома, мякина, отруби) из-за высокого урожая 1913, поэтому я полагаю, что осенне-зимний забой увеличился по времени - больше скота оставили в зиму для более позднего забоя и увеличения цены продаж. Поэтому, ИМХО, цифры для января 1914 должны быть скорректированы вверх на 2-3%.
В результате получится следующее.

Если мы хотим получить на летнюю дату, то корректировка 1916 не требуется, корректировка 1914 не требуется. Все остальное выполняется аналогично. Единственное, ИМХО, требуется корректировка 1913 - у M&Х поголовье 1913 и 1914 совпадают. А вот ветуправление дает, что по 51 губернии поголовье в 1913 было выше на 5% поголовья 1914, а по всей империи на 2%. Так что летнее поголовье 1913 я взял как 1.03 летнего поголовья 1914. Получилось следующее.

Все вместе выглядит так.

По-моему, стало намного разумнее и логичнее. Это также означает, что цифры M&Х по GDP надо корректировать.
Tags: РИ, СССР, животноводство, продовольствие, с/х
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments