bash_m_ak (bash_m_ak) wrote,
bash_m_ak
bash_m_ak

Categories:

Железнодорожные тарифы и альтернативки.

Очень часто, при обсуждении альтернатив развития той или иной страны народ ударяется в ненаучную фантастику. На самом деле реальность очень сильно ограничена  такими вещами как цены, тарифы, пропускная способность...
Рассмотрим тарифы в РИ. Брокгауз и Ефрон пишут следующее "пудоверстные ставки на железн. дорогах по перевозке хлеба — 1/50, каменного угля — 1/64, руды — 1/91, соли — 1/50. По всему товарному движению валовая выручка русской рельсовой сети за 1896 г. равняется 1/41 коп. ("Экон. обоз.", 1900 г., кн. 10, ст. Загорского)." Если взять цены пудоверсты по всем перевезенным грузам, вычесть часть прибыли, то окажется что надо исходить из примерно 20 копеек на 1000 верст. Соответсвенно, если мы что-то собираемся везти из Петербурга во Владивосток, или обратно, то надо исходить из дополнительных затрат почти в 2 рубля на каждый пуд: пшеница рубль за пуд - вычеркиваем сразу, также как и рожь, овес, картофель....
Или, допустим, случилась война (ПМВ), у нас недостаток угля и мы захотели компенсировать его привозом. Единственный открытый порт - Владивосток. цена угля в Питере 26 копеек, извоз увеличит цену на порядок!, тоесть сделает такой извоз для страны полностью убыточным. Кроме того - 4/5 Владивостокского угля сгорит в топках паровозов, чтобы доехать до Питера. И это еще не все - пропускная способность ж/д в районе Красноярска в 1914 году  400 900-пудовых вагонов в сутки  =  5.9 тысяч тон в сутки в летнее время, тоесть максимум 2 млн т. в год (дальше на восток - еще меньше). Тоесть даже если мы всю дорогу забъем составами с углем из которого большинство сгорит в топках наших паровозов, то получим прибавку в пару процентов, ценой огромных убытков. Поэтому уголь, чугун, сталь или даже полуфабрикаты тащить из Владивостока смысла мало, а вот винтовки, каждая из которых стоит 60р за штуку и которых на пуд приходится штуки 3 - очень даже имеет смысл.

Кстати тарифы также хорошо показывают почему транспортные потоки были именно такими. Например, разница в цена мяса в Сибири 3.5 рубля, а в Питере - 5. С учетом цены перевозки смысла везти не так уж много - да, можно довезти только до Самары, а дальше по речкам за сэкономив 20 копеек с каждого пуда и потеряв кучу времени... Если же еще добавить затраты на ледники, то смысл теряется вовсе. С другой стороны - масло. Цена в Сибири, например в Енисейской губернии - 13 р за пуд (сладкое сливочное), в Питере - 21 р за пуд. 8 рублей разницы на каждом пуде. За эти деньги не только проезд организовать можно, но и оборудовать ледники вдоль всего пути и организовать наполнение льдом в зимний период - клондайк. Поэтому и развивалось маслоделие в Сибири настолько бурно.
Subscribe

  • Замерзающий Техас

    Все, наверное, уже слышали, что в Техасе сейчас происходят отключения электроэнергии. При 60% домов отапливаемых только электричеством и очень…

  • Пушнина

    В записи про рябчиков, nilsky_nikolay навел на ссылку, где можно скачать книгу " Продукты охотничьего промысла и их значение в товарообмене…

  • Китайское электричество 2020

    Продолжая серию, запощу китайскую электрическую статистику за 2020. Все более-менее ожидаемо - солнце и ветер растут, ядро не очень. Солнце…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments