bash_m_ak (bash_m_ak) wrote,
bash_m_ak
bash_m_ak

Categories:

"Каждая третья буханка из импортного зерна"

Поскольку с импортом зерна СССР мы вроде как разобрались ( еще ) - давайте посмотрим сколько же зерна производил СССР . И воспользуемся для этого статсборником за 1990г. Прежде чем мы приступим к этому занимательному занятию, уточним - нас будет интересовать только пшеница и рожь, поскольку ни из овса, ни из ячменя и проса хлеб в современном мире не делают. Уточнение номер 2: чтобы изготовить хлеб, зерно надо перемолоть на мельнице. К 80м годам, затируха - суп изготовленный из собственноручно перетертых зерен, окончательно вышла из употребления. И все население для изготовления хлебобулочных изделий пользовалось исключительно мукой. За изготовление муки отвечала мукомольно-крупяная промышленность, являвшаяся частью пищевой промышленности. Зерно, напомню, выращивалось сельскохозяйственной промышленностью, тоесть чтобы изготовить муку, государство должно было закупить зерно в одной промышленности и передать его другой. Все остальное зерно нас, в принципе не интересует, поскольку мукой оно не станет и на изготовление хлеба не пойдет. 

Госзакупки и импорт за 1981-1985 в среднем за год (млн.т)
 пшеницарожь
госзакупки33.76.0
импорт22.410.22

Госзакупки и импорт за 1986-1990 в среднем за год (млн.т)
 пшеницарожь
госзакупки37.87.1
импорт17.130

В качестве импорта для пшеницы был взят пункт (Wheat+Flour,Wheat Equiv.) - пшеница+ мука в пересчете на зерно, поскольку СССР импортировал и муку, и пшеницу.
Итого результат: в 1981-1985гг 40% белого хлеба и хлебопродуктов изготавливалось из иностранного зерна - это даже больше чем каждая третья, это почти каждая вторая буханка. Если учесть еще и рожь, то процент несколько снизится - 36%, все равно больше чем каждая третья. Замечу, это - официальная статистика. Реальность может быть только хуже.
Для 1986-1990 доля иностранного хлеба упала до 28%. Но тут уже была нехватка валюты, не позволявшая закупить больше. И, как следствие - дефицит.
В добавление, можно посмотреть как закупки коррелировали с величиной, якобы производимого зерна.

Зерно, валовый сбор в весе после доработки 1981-1985 в среднем за год (млн т.)
пшеница73.6
рожь13.0

Казалось бы, довольно много, по сравнению с закупленной. К сожалению, это только показуха. Для начала, из этих цифр надо вычесть примерно 15% потерь - меньше обычно не было, а вот больше запросто (пункт о приписках мы в данный момент не рассматриваем). Далее нам надо из этих цифр вычесть зерно для посева. На посев надо примерно 1.5 центнера на гектар. Поскольку, запасать мы будем не впритык, а в некоторых местах к тому же высевать приходилось дважды - один раз когда сказала партия, а второй раз - когда природа дала возможность, то смело увеличиваем эту цифру вдвое. На 1980г пшеница занимала 22.6 млн га (озимая) и 38.9 млн га. яровая. Рожь занимала 8.6 млн га. Итого на высев нам надо почти 20 млн. т. пшеницы и 2.5 млн т ржи.
Чтобы не было непонятностей, приведу заодно и урожайность - она существенно отличалась для различных культур.
1980
 урожайность(ц/га)площадь (млн га)
пшеница озимая21.122.6
пшеница яровая11.638.9
рожь10.48.6

1985
 урожайность (ц/га)площадь (млн га)
пшеница озимая20.518.0
пшеница яровая11.232.3
рожь15.19.4

В среднем за 1981-1985
 урожайность (ц/га)
пшеница озимая21.8
пшеница яровая9.4
рожь13.9

Итого, после всех вычетов, остаются от "выращенного" 42 млн т. пшеницы и 34 - госзакупки - не такая уж большая разница. Причем в эту разницу входит - фураж, бесполезный для производства хлеба, а его мы из-за раздолбайства производили много.
Ну и повторю общий вывод - больше чем каждая третья буханка белого хлеба изготавливалась из иностранной пшеницы, а предполагая некий ненулевой уровень приписок в госзакупках, это вполне могла быть каждая вторая буханка. Вот такая вот "продовольственная независимость".
Tags: СССР, зерно, импорт-экспорт, продовольствие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments