?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Авиация в ПМВ - bash_m_ak — LiveJournal
bash_m_ak
bash_m_ak
Авиация в ПМВ
В книге "Мировая война в цифрах" есть интересные данные с количеством самолетов в строю по разным странам. Если эти цифры дополнить рядом других источников Англия - "Military effort of the British Empire diring the Great War", Россия - раз, два( ссылки упер у френда kosmodesantnick из вот этого поста) То получится довольно интересная картина.

При сравнении данных из разных источников, надо быть аккуратным, поскольку самолеты считают все по разному, но тут, вроде бы, разные источники сшиваются нормально. Также данные по концу войны согласуются с "The war with Germany. A statistical summary".
Но собственно для нас интереснее было бы - сколько из этих немецких самолетов было на русском фронте. К сожалению таких цифр я не нашел, но думается, что это можно оценить исходя из целей и задач авиации.
Основная задача авиации в ПМВ - разведка. Даже на конец войны половина и немецких, и французских самолетов были разведчики. Если писать более точно, то разведка в пользу артиллерии - тяжелой артиллерии. Соответсвенно можно предположить, что при прочих равных, численность авиации на театре будет пропорциональна численности тяжелой артиллерии на том же театре.
Согласно Зайончковского, на французском театре в феврале 1917 года у немцев было 5510 тяжелых орудий (тяжелых и легких 9900). А как мы видели в одном из предыдущих постов, Барсуков на декабрь 1916 на русском фронте дает примерно 1000 немецких тяжелых орудий. Тоесть соотношение по тяжелым орудиям русский театр:французский театр примерно 1:5.5. Если самолеты распределяются также как орудия, то на русский фронт на 1 января придется примерно 400 самолетов. Это при прочих равных. Но, поскольку число дней с нелетной погодой в прибалтике намного больше, чем во Франции, скорее всего самолетов было еще меньше. Если к этому прибавить Австро-Венгрию, учтя, что часть самолетов у нее на итальянском фронте, то можно утверждать, что австро-германцы имели на нашем фронте врятли более 600 самолетов на январь 1917. Россия же имела 724 на конец 1916 и они ей в таком количестве были менее необходимы, в связи с меньшим количеством тяжелой артиллерии.
20 comments or Leave a comment
Comments
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: October 12th, 2011 08:46 pm (UTC) (Link)

Сцылка интересная

bash_m_ak From: bash_m_ak Date: October 12th, 2011 09:04 pm (UTC) (Link)

Re: Сцылка интересная

спасибо, но там дополнительные цифры, фактически, только июнь 1917 для России. А я после февраля 1917 не стал приводить - в "Мировой войне" еще на октябрь 1917 есть данные.
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: October 12th, 2011 09:09 pm (UTC) (Link)

Re: Сцылка интересная

Кстати, а у немцев разве нет полной информации по распределению авиации по фронтам? Они же вроде как педанты.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: October 12th, 2011 09:13 pm (UTC) (Link)

Re: Сцылка интересная

Я пока не нашел. Даже просто количество авиации на фронте сложно найти. Выпуск - не проблема, число сбитых - туда-сюда, количество авиации в строю - фиг, разбивка по фронтам - еще больший фиг.
nilsky_nikolay From: nilsky_nikolay Date: October 12th, 2011 09:18 pm (UTC) (Link)

Re: Сцылка интересная

Что-то скрывают фошызды...
stomatolog From: stomatolog Date: October 13th, 2011 12:11 am (UTC) (Link)

<подумав>

ЕМНИП, к концу войны задачи авиации были уже несколько шире.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: October 13th, 2011 08:54 am (UTC) (Link)

Re: <подумав>

На конец войны статистика следующая:
Франция
Истребители 1341
Разведчики 1505
Дневные бомбардировщики 225
Ночные бомбардировщики 247

Германия
Истребители 1070
Разведчики 1442
Дневные бомбардировщики
Ночные бомбардировщики 268

Разведчики попрежнему доминируют. Чем более ранний период мы возьмем, тем больше будет процентное соотношение разведчиков к остальным.
From: futman Date: October 14th, 2011 04:02 pm (UTC) (Link)

Непонятки

Вот в книге Шигалина Г.И. "Военная экономика в первую мировую войну", такая статистика:
В России
3490 самолетов
1408 моторов
В Германии
47300
44000
Во Франции
52146
92386
В Англии
47873
52598
В Италии
12031
24400
В США
13840
28509

Кому верить?
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: October 14th, 2011 05:48 pm (UTC) (Link)

Re: Непонятки

А в чем вы видите противоречие? Вы привели цифры производства - к количеству самолетов в строю на фронте в каждый конкретный момент они имеют весьма опосредованное отношение. Ну и смотреть любые цифры суммой по всем годам ПМВ - худший вид лжи, учитывая что производство практически любой военной продукции расло экспоненциально. Англия 1917-1918 зарулит Англию 1914-1916 как не знаю что - тоже самое с Германией, Францией.
From: futman Date: October 14th, 2011 06:05 pm (UTC) (Link)

Я вас не совсем понял.

Вот Шигалин пишет, что у Франции 52146 самолётов.
В вашей статистике написано, что самолётов в несколько раз меньше.
Вот я и пытаюсь догнать в чём соль.
Уж извините за мою тупость.
From: futman Date: October 14th, 2011 06:06 pm (UTC) (Link)

Re: Я вас не совсем понял.

Просто я реально хочу понять в чём дело.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: October 14th, 2011 06:39 pm (UTC) (Link)

Re: Я вас не совсем понял.

Это количество произведенных самолетов за всю войну: часть самолетов на фронт вообще не попала и, например, для Англии число самолетов постоянно находившихся дома весьма существенно, да и в других странах в школах использовалось много самолетов. Ресурс у самолетов того времени был мизерный(и у планера, и у мотора) - их приходилось постоянно менять, частота смены, соответсвенно, зависела от интенсивности использования, а интенсивность от потребности... Еще самолеты сбивают, правда по сравнению с истечением ресурса в ПМВ - это мизер. Вот и получается, что в каждый конкретный момент времени на фронте у вас намного меньше самолетов, чем если взять произведенные и вычесть сбитые.

И если брать Францию то производство самолетов выглядело так:
1914 541
1915 4489
1916 7549
1917 14915
1918 24652
А число самолетов на фронте было как на картинке
1914 (август) 156
1915 300
1916 783
1917 1446
1918 3321

на январь 1915, 16,17 и ноябрь 1918.
Источник и тех и других цифр - "мировая война в цифрах"

Также хорошо видно - почему нельзя сравнивать суммой по всей войне - каждый следующий год больше суммы предыдущих.
From: futman Date: October 14th, 2011 06:42 pm (UTC) (Link)

Re: Я вас не совсем понял.

Вот теперь стало ясно.
А по РИ есть еще данные?
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: October 14th, 2011 06:54 pm (UTC) (Link)

Re: Я вас не совсем понял.

Россия.Производство самолетов и моторов:
год\Самолеты\моторы
1914\120\50
1915\870\264
1916\1120\444
1917\1380\650

Но тут опять же надо иметь ввиду следующее - ни одна из стран антанты не могла производить все - приходилось очень и очень много импортировать (Россия тут была на последнем месте по количеству импортируемого). И каждая страна для себя решала - что лучше произвести здесь, а что купить и привезти. Для России, в связи с закрытием Черного и Балтийского морей с единственным оставшимся портом - Владивосток выбор был предрешенным - импортировать конечную продукцию (она меньше по массе и объему). Англия с Францией пришли к тому же в 17-18 годах в сязи с проблемами перевозки (главное вести поменьше, а значит лучше везти конечную продукцию, а не сырье).
From: futman Date: October 14th, 2011 07:12 pm (UTC) (Link)

Re: Я вас не совсем понял.

А кто был на первых местах по импорту?
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: October 14th, 2011 10:33 pm (UTC) (Link)

Re: Я вас не совсем понял.

unknown128 From: unknown128 Date: October 15th, 2011 05:50 am (UTC) (Link)
Well if we take 1914-1916 Russia produced 4000 planes while the UK 8000
If we concider that 1913 the UK produced 14% of the worlds manufactoring production while Russia did only between 5,5% and 7% Russias Plane production wasnt that bad.....

But France of course produced 6,4% of the worlds manufactoring production but seemed to be pioneering with airplanes.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: October 15th, 2011 09:13 am (UTC) (Link)
Если импортировать уголь, сталь, станки, продукты, то можно высвободить очень много рабочих. Я не вижу почему импорт продуктов это хуже, чем импорт самолетов. ИМХО - наоборот. Или импорт стали, лучше импорта винтовок...

ЗЫ. за 14-16 Россия произвела не 4к самолетов, а 2к, а Англия 7к. Вот за 1914-1915 - там да, интересно: мы 1к, а Англия 0.5.
unknown128 From: unknown128 Date: October 15th, 2011 09:28 am (UTC) (Link)
"ЗЫ. за 14-16 Россия произвела не 4к самолетов, а 2к, а Англия 7к. Вот за 1914-1915 - там да, интересно: мы 1к, а Англия 0.5"

Well in Saprykins "education" text I found:
Так с 1914 по 1916 год Германия произвела 14062, Франция 12559, Великоб-
ритания 8326, Россия 3710, Италия 1637, США – 638 самолетов [Соболев 1995, 309].
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: October 15th, 2011 12:20 pm (UTC) (Link)
Хм, он ссылается на Соболева. Соболев - исследователь авиации, так что, пожалуй, его данные более надежны. Возможно, в эти цифры включено "собрано из иностранных комплектующий" у Соболева и не включено в МВЦ - надо будет посмотреть поподробнее.
20 comments or Leave a comment