И табличка из того же источника

В этой фразе, на самом деле, скрыто пять подлогов 1) предполагается, что в СССР было лучше 2) утверждается, что эксплуатировались паровозы одинаково 3) не приводится статистика США (самая близкая по типу территории страна) 4) предполагается что паровозов нехватало 5) предполагается что строили их недостаточно/больше построить не могли.
На самом деле все эти подлоги - вранье.
Для начала, откроем статсборник 1913 года и посмотрим опубликованную там статистику по паровозам на версту
Количество паровозов на версту
год | Европ. Россия | Австро-Венгрия | Германия | Франция | Великобритания и Ирландия | САСШ |
1905 | 0.32 | 0.25 | 0.43 | 0.30 | 0.65 | 0.15 |
1906 | 0.32 | 0.25 | 0.44 | 0.30 | 0.65 | 0.15 |
1907 | 0.32 | 0.26 | 0.47 | 0.31 | 0.65 | 0.16 |
1908 | 0.34 | 0.26 | 0.49 | 0.32 | 0.65 | 0.16 |
1909 | 0.34 | 0.26 | 0.50 | 0.33 | 0.64 | 0.16 |
1910 | 0.34 | 0.26 | 0.50 | 0.34 | 0.65 | 0.16 |
Что видно из этих двух таблиц? Собственно то, что и так понятно любому человеку умеющему логически мыслить - количество паровозов зависит от длинны перегонов, среднего пробега груза, количества грузов == размера промышленности...
А если посмотреть на средний пробег одного пуда груза в верстах для тех же стран
Год | Европейская Россия | Австро-Венгрия | Германия | Франция | Великобритания и Ирландия | САСШ |
1905 | 227 | 101 | 96 | 119 | 197 | |
1906 | 225 | 101 | 96 | 120 | 199 | |
1907 | 232 | 102 | 96 | 119 | 199 | |
1908 | 224 | 102 | 96 | 122 | 215 | |
1909 | 227 | 103 | 96 | 122 | 212 | |
1910 | 226 | 109 | 94 | 119 | 208 |
Больше пробег==меньше остановок== больше времени в пути.(Даже в 1932 году в СССР поезда более половины времени простаивали на стоянках, хотя ж/д транспорт в СССР был вынужден работать намного более интенсивно)
Учесть, что до промышленности Германии, Англии и США нам было далеко и соответсвенно грузов надо было перевезти меньше.
Общее количество грузов малой скорости в млн пудов
Год | Европейская Россия | Австро-Венгрия | Германия | Франция | Великобритания и Ирландия | САСШ |
1905 | 9.544 | 10.319 | 26.194 | 8.637 | 28.604 | 79.074 |
1906 | 10.917 | 11.124 | 28.172 | 8.991 | 30.319 | 90.349 |
1907 | 11.692 | 11.836 | 30.257 | 9.714 | 31.999 | 99.478 |
1908 | 11.909 | 11.874 | 29.187 | 9.820 | 30.493 | 84.900 |
1909 | 12.975 | 12.271 | 30.878 | 10.075 | 31.008 | 86.205 |
1910 | 13.475 | 11.980 | 33.719 | 10.576 | 31.909 | 102.451 |
То становится понятным, что паровозов в России было более чем достаточно.
Если открыть сборник "Торгово промышленный мир России" за 1915 год, то можно увидеть следующее:

Тоесть заводы могли производить много больше (по некоторым оценкам до 1700-1800 паровозов в год), но заказов не было. В результате заводы вынуждены были производить что-то другое и даже производить паровозы на экспорт, например в Италию :)
Также, еще по первой таблице можно заметить, что не смотря на сильно неравномерное увеличение длины дорог в РИ, количество паровозов на км остается практически постоянным - построили больше дорог, построили к ним и паровозы. Ни больше ни меньше - столько, сколько надо.
Количество построенных паровозов в цифрах для последних лет РИ выглядит следующим образом

Советоиды могут возразить - как же хватало, когда во время ПМВ пришлось заказывать паровозы за границей. Причина на самом деле проста: во время войны Россия построила следующее количество паровозов 1914 - 763, 1915 - 917,1916 - 600, 1917 - 420. Итого, за 4 года 2700 паровозов. При обычном грузопотоке этого было бы достаточно для 9000 км дорог, но 1) дорог было построено более 10000 км 2) часть паровозов пошли на замену вышедших из строя 3) грузопотоки сильно изменились. В мирное время, Россия с легкостью справилась бы и сама, но во время войны заводы уже были заняты другими вещами - проще оказалось заказать из-за границы. Поступали эти паровозы и в 1917 и в 1918, доставшись в наследство советской власти.
Как же обстояло дело со строительством локомотивов после революции: 1918 - 214, 1919 - 74, 1920 - 61, 1921+1922 - 68. Начало 20х известно еще аферами с заказом паровозов за рубежем, но в общем и целом произовдство паровозов умерло. Постепенно возраждаться оно начало после 1925 года и выглядело следующим образом

Учитывая, что срок службы паровозов - 25лет, то что царские паровозы прошли две войны, а в 20е паровозы практически не строили (всего за 20е построили примерно 3.5-3.7 тысячи паровозов), то становится ясно - в СССР с паровозами было туго. На докладе о втором пятилетнем плане и Молотов и Куйбышев упоминают о проблемах с транспортом, о не выполнении ж/д планов, о том что "Транспорт должен получить от промышленности за второе пятилетие 5 700 товарных паровозов и 2 025 пассажирских паровозов против 5 тыс. паровозов менее мощных, полученных им за все предыдущие 16 лет революции." Планы, как обычно, не выполнились и за вторую пятилетку советское государство получило 5983 паровозов, против 7725 запланированых. Товарищ Молотов утверждает, что на 1932 год СССР имеет 19475 паровозов (три четверти из которых старье прошедшее 2 войны и разруху). Из справочника СССР за 1960 год узнаем, что эксплуатационная длинна ж/д СССР была 81.8 тысяч км. После чего делением одного на другое плучаем, что в СССР-1932 приходилось менее 24 паровозов на 100 км. Да, да - сравните с царскими 29-30 на 100 км. В третьей пятилетке опять было запланировано построить много паровозов, но уже в 1939 году выпуск упал. Во время войны, выпуск паровозов совсем обнулился: 1941 - 708, 1942 - 9, 1943 - 43, 1944 - 32, 1945 - 8. При том, что в отличае от ПМВ, в ВМВ паровозы уничтожали физически в значимых количествах. Паровозы пришлось завозить союзникам, и даже несмотря на это грузопоток во время войны упал вдвое.
Всего же за 20 предвоенных лет "передовой" СССР произвел порядка 13тысяч паровозов, а "отсталая" РИ за те же 20 предвоенных лет - более 15 тысяч -не напрягаясь и постоянно рыдая о недостатке заказов.
Сколько паровозов было в СССР на 1940 год мне не известно - в интернете можно найти цифру 25700 без упоминания источника (протяженность линий 106.1 т.км Статсборник-1960). Даже если так, то это опять же приводит нас к цифре в 24 паровоза на 100км. Но цифра эта более чем странна - считать царские паровозы, пробегавшие более 25 лет в условиях сверхинтенсивной эксплуатации плохоподготовленным персоналом - более чем странное занятие. Скорее эту цифру можно смело уполовинить.
Upd. Благодаря френду mutoids и книге Ковалева "Транспорт в ВОВ" становится понятным - как советские статистики могли насчитать 26тысяч паровозов в 1940: в компании 1939 года СССР захватил 5264 паровоза, а в компании 40го года 1677 паровозов у Литвы, 290 у у Латвии и 213 у Эстонии. Итого 7804 паровоза - старье и хлам в основном, часть узкоколейные. Если берем общее число 25700, вычитаем эти 7804 и 13000 построенные в СССР, то получаем чуть меньше 5 тысяч паровозов доживших с царсках времен - вполне реальное число. Тоесть к 1941 году у СССР было примерно 13-14 тысяч хлама разнообразного происхождения и в районе 12 тысяч более-менее новых паровозов, или по 12 нормальных паровозов на 100 км путей.
На графике, производство паровозов по годам(синий) и усреднено в год по пятилетиям(красный) выглядит следующим образом

там где точки пропущены - у меня нет данных. За 1927-1930 я не стал рисовать точки, поскольку они не по календарным годам (по календарным у меня нет).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →